БарраяrВремя перемен

Социокультурное устройство Барраяра

Назад к списку статей

Общественное устройство

Исконно на Барраяре существовало четыре основных языка: английский, русский, французский и греческий, и самыми многочисленными группами были английская и русская, а самой малой — греческая диаспора.

Во время Периода Изоляции общество разделилось на два сословия: форы (аристократия) и простолюдины (крестьяне и горожане). Но к концу Периода Изоляции в городах сформировалась небольшая буржуазная прослойка, состоящая преимущественно из купцов и владельцев мануфактур, а также некоторых форов, занимающихся торгово-промышленными делами. Эти люди не вписывались в существующее деление, и постепенно сословный строй стал расшатываться.

Принадлежность к сословию определялась по рождению. Дети, рожденные в законном браке, принадлежали к сословию отца. Также фор имел право признать своего незаконнорожденного ребенка, который получал все права, но в наследовании шел за законнорожденными детьми своего отца. Кроме того, при императоре Дорке довольно широко распространилась практика жалования императором личного форства за заслуги. Таким образом, карьера в армии или на государственной службе могла принести определенное изменение статуса. Такое форство не передавалось по наследству, однако дети получали некоторые льготы: например, право свободного перемещения и возможность принести присягу другому графу. Вероятно, сословное деление еще долго было бы довольно жестким, если бы не произошло цетагандийское вторжение.

Общий враг, общая беда объединяют, а потому во время оккупации сословное деление было уже не таким важным. Барраярское общество сплачивалось быстрее и сильнее, чем если бы это происходило в мирное время.

После цетагандийского завоевания поменялось очень многое. Во-первых, значительно увеличилось население городов, уровень образования горожан стал значительно выше, развивалась промышленность, а, значит, требовались рабочие и специалисты — все это еще сильнее размывало сословные рамки существующего социального деления. Во-вторых, цетагандийское вторжение помогло продвижению по службе самых храбрых и талантливых, в какой бы семье они ни родились — высшие военные должности начали занимать люди, в чьих фамилиях не было приставки «фор». Постепенно все эти изменения распространилось и на весь государственный аппарат. Имперская служба безопасности и Министерство политвоспитания в первую очередь смотрели на способности и профессиональную пригодность, а потом уже на происхождение.

Изменилось и представление о возрасте, по достижению которого дети становились взрослыми и полностью дееспособными. Был повышен брачный возраст — теперь для всех он составлял 16 лет. Кроме того, совершеннолетие и полная дееспособность теперь наступала в 20 лет.

Форы

Во время Периода Изоляции сформировалась военное сословие форов. Именно военная служба была их основным долгом и задачей. После объединения страны императором Доркой Справедливым и окончания периода Кровавых столетий армия еще долгое время воспринималась как единственный гарант благополучия империи. Несмотря на то, что армия стала регулярной и больше не формировалась из отрядов форов-вассалов графов, служба в армии считалась наиболее престижным занятием. После конца периода Изоляции постепенно появились идеи о необходимости мощной и сильной армии, которая сможет защитить от возможной угрозы извне, и костяк этой армии должны составить форы.

Государственная гражданская служба традиционно считалась не самым лучшим выбором для молодого фора. Это был удел тех, кто либо не способен стать военным, либо тех, кто приобрел достаточно мудрости с возрастом, чтобы занять значительный пост.

Дорка Форбарра ликвидировал вассальную систему форства. Отныне все форы считались вассалами императора. Графы и их наследники считались вассалами секундус и могли принимать присягу оруженосца (см. закон Форлопулоса. Тем не менее, все население графства находилось в подчинении графа и приносило ему присягу поданного — от богатого торговца или промышленника до крестьянина-простолюдина. Именно граф имел право объявить мобилизацию в случае военной необходимости (нападение извне) или по приказу императора. Но конфликты между графствами отныне могли решаться только через споры в Совете Графов или в личном порядке мирным путем. Любая попытка создать армию или созвать ополчение являлась нарушением закона Форлопулоса и государственной изменой. И каралась голодной смертью в клетке, выставленной на всеобщее обозрение.

В 2845 году император Эзар отменил пожизненную присягу простолюдинов своему графу — это еще больше подорвало сепаратистские возможности графов и заставило их налаживать более цивилизованный диалог с населением их графств.

Форы являются привилегированным сословием. Они освобождены от уплаты личных налогов. Император Дорка впервые ввел налог, который уплачивает графство (помимо подоходного с каждого мужчины), но сами форы не платили налогов.

Браки в среде форов чаще всего устраиваются по сговору, а не по любви. Решение о выборе супруга или супруги принимают родители или главы семей. Переговоры не проводятся напрямую. Существует целый институт сватовства, позволяющий улаживать вопросы, связанные с заключением брака, минуя прямой контакт.

В настоящее время девушки из форского сословия как правило выходят замуж после совершеннолетия. Принято, чтобы девушка получила образование (домашнее или в школе-пансионе для форесс) и сумела зарекомендовать себя как истинная леди. Брачная дипломатия не утратила своих позиций — теперь это был один из основных способов заключать союзы между семьями, а поэтому как правило родители не торопились, подыскивая наиболее выгодный вариант.

От юноши-фора в настоящее время требуется сначала сделать карьеру (желательно военную, если же гражданскую — то лучше добиться как можно более высокого поста), прежде чем жениться. Впрочем, в случае раннего получения титула не зазорным считается оставить службу и посвятить себя управлению графством/поместьем. Форы освобождены от обязательной военной службы.

Заключается брак, как правило, с кем-то, равным по статусу. Для девушки допустимо было быть немного ниже по статусу, чем ее будущий муж. Но вот женитьба на простолюдинке до сих пор не особо реальна. Это удел третьих-четвертых сыновей, которые фактически исключены из цепочки наследования внутри рода. Хотя подобные браки встречаются, но чем выше по статусу муж, тем более эпатажный и скандальный получается брак (хотя после принца Ксава все стало гораздо проще).

Для барраярцев очень важно иметь здоровый род и здоровое потомство. Поэтому особое внимание при выборе невесты отдается ее физическому здоровью, здоровью ее рода, отсутствию в нем мутаций и так далее. Постепенно уходит в прошлое старый идеал красоты — женщины крепкой, плотного телосложения, способной выдержать небольшой голод. Жизнь уже кардинально поменялась, ушли в прошлое голодные годы из-за неурожая и осады городов и замков армиями соседних графов.

Изменяется и отношение к разводу. Если раньше развод был допустим только в одном случае — доказанное бесплодие женщины, то есть когда жена при регулярном исполнении супружеского долга не могла забеременеть в течение 5 лет, то теперь законных поводов гораздо больше (см. раздел «Разводы»). Кроме того, теперь инициировать развод могла и жена, а не только муж.

Однако женщина в барраярском обществе довольно сильно подчинена мужчине — отцу, мужу, сыну и т. д. Удел женщины — это дом, воспитание детей и благотворительность. Образование становится необходимым атрибутом, но не для того, чтобы работать и строить карьеру, а чтобы быть еще более умной и ценной как жена. Женщина должна уметь управлять домом, быть почтительной и терпеливой. В отсутствие мужа именно жена отвечает за честь и благополучие рода. Но женщина из форского сословия не обладает правом опеки над своими детьми, даже в случае отсутствия мужа — опекуном становится ближайший родственник мужского пола со стороны мужа, если же его нет, то со стороны жены.

Имена детям давались согласно следующей традиции:

Первый сын Первые имена дедов по отцу и матери
Первая дочь Первые имена бабок по отцу и матери
Второй сын Вторые имена дедов по отцу и матери
Вторая дочь Вторые имена бабок по отцу и матери
Третий сын Первые имена братьев дедов по отцу и матери (если есть)
Третья дочь Первые имена сестер бабок по отцу и матери (если есть)
Четвертый сын Вторые имена братьев дедов по отцу и матери (если есть)
Четвертая дочь Вторые имена сестер бабок по отцу и матери (если есть)

Далее имена могут даваться в честь еще имеющихся братьев и сестер дедов и бабок, либо выбираться родителями. Эта традиция является повсеместной, но не юридически обязательной, поэтому не всегда соблюдается. Хотя в отношении первенцев как правило стараются придерживаться этих правил.

Первый наследник графа получает титул «Лорд + фамилия», второй наследник получает титул «Лорд + первое имя». Титул на Барраяре дается с рождения (для детей графа), либо может быть наследован в случае смерти предыдущего носителя. Кроме того, за личные заслуги может быть пожалован личный титул «Лорд», присоединяемый к фамилии и передающийся по наследству (например, лорд Падма Форпатрил унаследовал этот титул от своего отца — генерала лорда Айвена Форпатрила). Жены носят титулы аналогичные титулам своих мужей (Граф/Лорд Фор-такой-то, Графиня/Леди Фор-такая-то).

Обращения

При обращении к титулованному форству (граф, первый и второй наследники, обладатель личного титула) употребляется титул + фамилия или имя.

Вежливое обращение к нетитулованному фору — «должность/чин/звание + фамилия», либо «милорд» без употребления имени. Допустимо обращение «господин + фамилия» или «господин + имя», если обращаются к близко знакомому мужчине (родственные или дружеские отношения).

Вежливое обращение к замужней женщине форского сословия — «миледи», без употребления имени, или «леди + фамилия». К незамужней — «леди», без употребления имения, или «леди + имя». В обоих случаях допустимо обращение «госпожа + фамилия» или «госпожа + имя», если обращаются к близко знакомой женщине (родственные или дружеские отношения). Однако использование обращения «госпожа» является менее вежливым, чем «миледи» или «леди».

Простолюдины

До 2845 года население округов (графств) являлось подданными одновременно и своего графа, и императора. Было запрещено свободное перемещение между графствами — покинуть свой округ и перебраться в другой можно было только с согласия графа или его полномочного представителя. Каждый совершеннолетний мужчина округа приносил пожизненную присягу своему графу. Подобными ограничениями были связаны не только простолюдины-крестьяне, но и городское население.

Личная зависимость простолюдинов от землевладельцев-форов заключалась в несении личных повинностей вроде оброка или обязательных работ. Административная зависимость заключалась в непосредственном подчинении административной и судебной власти графа (заключение браков, решение тяжб и так далее — всем этим занимались представители графской администрации). Поземельная зависимость выражалась в невозможности покинуть территорию графства и перебраться в другое без разрешения графа или его полномочного представителя. Внутри графских округов подобной зависимости не существовало — крестьяне могли свободно переходить от одного землевладельца к другому.

Кроме того, простолюдины несли рекрутскую повинность, впервые введенную в 2785 году. Военная служба по рекрутской повинности была ограничена 40 годами, после выхода в отставку простолюдин получал освобождение от государственного подушного налога (но не от повинностей в пользу фора-землевладельца).

Доступ к образованию был только у зажиточного городского населения, которое имело возможность оплатить обучение своих сыновей либо у частных учителей, либо в частных же школах. В некоторых городах были организованы бесплатные школы за счет городской или графской казны. Некоторые графы оплачивали образование в обмен на личную службу в течение 10-20 лет впоследствии.

После цетагандийского завоевания все очень сильно изменилось. Во-первых, значительно вырос технологический уровень общества, развивалась и постоянно росла промышленность — и это требовало определенного уровня потенциальных рабочих и служащих. Образование стало не просто возможным, оно стало обязательным, правда, только в городах, хотя во многих графствах вроде Форсмит, Форгорофф или Форвилль образование обязательно для всех детей, даже в сельской местности. Во-вторых, после кровопролитной цетагандийской войны изменилось отношение правящего слоя к простолюдинам.

Сразу же после окончания оккупации была отменена система рекрутской повинности и введена всеобщая воинская повинность для всех мужчин (исключая форов). С 2835 года ежегодно по всем графствам проводится призыв в армию. Несмотря на то, что военная служба формально обязательна для всех, попадают на нее не все, так как численный состав армии меньше, чем количество потенциальных призывников. Отбор весьма строгий, особое внимание уделяется физической подготовке.

Обязательная служба длится 2 года в наземных войсках и 3 года в военно-космическом флоте. После срочной службы военнообязанные находятся в запасе и каждые 7 лет привлекаются к кратковременным сборам для поддержания навыков и освоения новых технологий и вооружения.

После прохождения срочной службы можно продолжить службу по контракту и получить возможность сделать карьеру в армии.

Но даже прохождение только срочной службы давало значительные привилегии, вроде бесплатного обучения в технических училищах и колледжах, права приоритетного найма на работу в государственные службы и так далее.

В 2845 году император Эзар отменил пожизненную присягу простолюдинов своему графу. С этого времени любой простолюдин мог свободно выбирать место жительства и был освобожден от несения личных повинностей. Отношения между графами и жителями их округов окончательно утратили феодальный характер. Крестьяне-простолюдины стали арендаторами и обязаны были уплачивать лишь установленную арендную плату. Тем не менее административно-судебная власть (за исключением уголовных дел средней тяжести и выше, которые рассматриваются в имперских судах) осталась в полной мере у графов.

Среди простолюдинов распространены довольно ранние браки для женщин. Девушки могут выходить замуж лет с 16-17, а вот юноши как правило женятся после совершеннолетия и обретения какого-либо стабильного дохода (работа, арендованный или купленный участок земли и т.д.).

Зажиточные семьи предпочитают пользоваться услугами профессиональных свах. Если же семья недостаточно состоятельна, то роль свахи исполняет старшая родственница (как правило со стороны потенциального жениха), в крайнем случае — мать жениха или невесты (очень редко и не одобряется).

Добрачная невинность девушки не является чем-то строго необходимым. Как правило, если девушка родила до брака и при этом здорового ребенка, у нее тут же находится жених. Другое дело, что если ребенок родился с отклонениями или больным, то шанса выйти замуж у нее больше не будет. Даже если она сумеет родить здорового ребенка, отношение может быть слишком настороженным.

Раньше это приводило к тому, что женщины предпочитали умерщвлять родившихся с отклонениями детей, не давая возможности обвинить их в том, что они родили мутанта. Мертвого ребенка быстро хоронили, а женщина надеялась впоследствии родить здорового. Однако с 2856 года было установлено уголовное преследование за убийство младенцев. До этого родители были вправе избавиться от ребенка, если он родился с отклонениями, или семья не имеет возможности его прокормить. Также рождение одного или нескольких детей с отклонениями перестало быть основанием для развода по желанию мужа. Тем не менее, практика умерщвления больных младенцев до сих пор распространена в отдаленных районах графств, там, где не особо развита инфраструктура и почти нет доступа к администрациям графов.

Традиция имянаречения в среде простолюдинов подобна той, что используется у форов. Однако отсутствие вторых имен (это привилегия форского сословия) несколько упрощает схему.

Первый сын Имя деда по отцу
Первая дочь Имя бабки по отцу
Второй сын Имя деда по матери
Вторая дочь Имя бабки по матери
Третий сын Имя брата деда по отцу (если есть)
Третья дочь Имя сестры бабки по матери (если есть)
Четвертый сын Имя брата деда по матери (если есть)
Четвертая дочь Имя сестры бабки по отцу (если есть)

Последующих детей барраярцы называют произвольно, хотя и здесь стараются придерживаться определенной традиции: сын не должен носить имя отца (если только отец не умер до рождения ребенка).

Обращение к простолюдинам — «господин» или «госпожа». Форы в отношении простолюдинов могут опускать вежливое обращение, используя только имя или фамилию.

Политическая жизнь общества

Большинство политических партий в Барраярской империи относятся к кадровому типу, т. е. являются партиями, которые объединяют незначительное число влиятельных политиков и опираются на финансовую и организационно-политическую поддержку состоятельных слоев общества. Массовые партии, для которых характерно официальное членство и мобилизация широких слоев населения, только появляются и не играют значительной роли на политической арене. Не существует государственных партий.

В барраярских партиях состоят профессиональные политики: графы и их наследники, высокопоставленные чиновники и военные и т. д. Они объединяются вокруг одного или нескольких лидеров. Эти партии немногочисленны и элитарны, и финансируются в основном самими членами партии или лоббистскими группами.

На данный момент в Совете Графов фактически есть три крупные партийные фракции:

Военная партия Барраяра

На данный момент лидерами военной партии являются принц Серг, министр политвоспитания Герман Гришнов, вице-адмирал Джес Форратьер и граф Арман Форбаталь. Социальная опора партии – военные, форы.

Основные идеи:

Консервативная партия Барраяра

Лидеры консервативной партии — граф Видаль Фордариан, граф Ричард Форхалас и военный министр Морис Форвье. Традиционно консервативную партию поддерживает генерал Гектор Форпарадис. Социальная опора партии — высшее форство, крупные чиновники, крупные землевладельцы и провинциальное форство.

Основные идеи:

Либеральная партия Барраяра

Лидерами либеральной партии являются премьер-министр Андре Формонкриф, министр экономики Доминик Форкруа и граф Фортала. Социальная опора партии — прогрессивное форство, средние и крупные промышленники, интеллигенция.

Основные идеи:

Кроме того в последнее время на Барраяре стали набирать силу более радикальные партии — как правого, так и левого толка. К первым относятся изоляционисты, настаивающие на закрытии ПВ-тоннеля и отказ от большей части современных технологий. Одним из наиболее ярких представителей изоляционистов является отец Льва Форборова, адъютанта принца Серга. Среди левых партий можно выделить прогрессистов — более радикальных либералов, и социал-демократическую Лигу защиты народа. Говорят, что недавно в нее вступил известный журналист Чарльз Форгаллахер.

Культура

В силу исторических факторов уровень развития культуры на Барраяре к моменту переоткрытия планеты представлял собой некий синтез технических достижений земного европейского 18-го века и феодального менталитета.

Период Изоляции со всеми его катастрофами породил патриархальное, с тенденцией к общинности общество: в дикие времена, наступившие сразу после закрытия ПВ-туннеля, выжить в одиночку было невозможно, а вскоре возникла и необходимость защищаться от внешних нападений. Таким образом резко проявилось разделение «свой-чужой». В первую очередь свои — это семья, потом соседи по поселению, потом — люди своей национальности. После окончания Периода Изоляции своими стали барраярцы по отношению к инопланетникам.

В условиях Периода Изоляции нарушение системы управления быстро приводило к резкому снижению качества жизни, тогда как сильный правитель обеспечивал стабильность и процветание. Из этого возникла барраярская непереносимость анархии: власть всегда лучше безвластия, а чем более структурированная власть, тем лучше. Поэтому монархия лучше демократии.

Важной чертой барраярского менталитета стало следование кодексу чести. Завышенные требования к личным качествам человека, постоянное взывание к «сверх-я» были необходимы для выживания. Ко всему прочему, в Период Изоляции быстро вышли из строя электронные носители информации, а до изготовления бумаги дошли не сразу, поэтому единственным способом договора было устное обещание. Отсюда возникло представление важности данного слова. Кто не держит слова — тот ненадежен и должен быть исключен из цепочки командования, иначе наступит анархия. Поэтому дух договора важнее буквы — можно не помнить дословно, что ты обещал, но идею не запомнить невозможно.

Одним из жестоких наследий Периода Изоляции стала фобия мутаций. Распыленные сразу после начала Периода Изоляции мутагенные смеси гербицидов и дефолиантов вкупе с излучением, образовавшимся в результате схлопывания ПВ-туннеля, а также пыльцой местных растений вызвали резкий всплеск мутаций. В условиях изолированности от остальной галактики и недоступности адекватной медицинской помощи, при понимании, что для выживания колонии необходимы здоровые дети, это породило варварскую традицию уничтожения детей с видимыми отклонениями и боязнь мутаций вообще.

Патриархальность общества выразилась и в подчиненном положении женщины: в условиях необходимости выживания колонии женщина в первую очередь становится не личностью, но ресурсом воспроизводства и увеличения населения. Ценным, но ресурсом. Таким образом, женщина быстро лишилась права голоса, возможности участвовать в политике и проч. — как ресурс она была слишком ценна, и ее место было вдали от всех опасных или отнимающих время от деторождения дел. Постепенно подобное представление вошло в менталитет и мужчин и женщин, и стало восприниматься само собой разумеющимся.

Как уже было сказано выше, культ армии сделался на Барраяре основополагающей чертой мировоззрения. Несколько веков на Барраяре шли войны, породившие целую касту военных-форов. И служба в армии сделалась для барраярского мужчины высшей ценностью.

Что касается искусства, из-за массовой утраты источников и многовековых междоусобиц высокое искусство на Барраяре стагнировало. Литература, музыка, изобразительные искусства после установления нового порядка жизни начали развиваться заново в утилитарной сфере: песни и баллады восхваляли феодалов и фиксировали военные события, музыка бытовала в сфере увеселений, живопись, ювелирное дело, архитектура — в сфере обслуживания господ. Прикладное искусство часто было территориальным: в разных Округах развивались разные ремесла, использовалась своя символика.

Важное место в жизни барраярцев занимали праздники, связанные с природными циклами: солнцестояния, праздники сбора урожая, новый год и другие. В такие дни традиционно устраивались гуляния и проводились разнообразные ритуалы.

Наука, как и искусство, имела скорее прикладной характер. Тем не менее, барраярцы сумели «переоткрыть» многие забытые научные законы и продвинулись в своих изысканиях вплоть до изобретения парового двигателя. К моменту открытия Барраяра пар довольно широко использовался, но чаще всего — на заводах и фабриках, принадлежавших государству. Были проложены первые железные дороги. Барраярцы вплотную подошли к открытию электричества. Возможно, если бы открытие нового ПВ-тоннеля произошло на пару десятилетий позже, облик Барраяра был бы иным.

К моменту переоткрытия Барраяра общество чем-то напоминало общество петровской России на Земле — все для промышленности, все для армии. Шла максимальная централизация власти (насколько это возможно). Предпочтение отдавалось развитию естественных наук.

В среде форов появилось такое понятие, как аристократическое образование — обыкновенно включающее в себя не слишком большой набор наук: словесность, история, арифметика, владение оружием, верховая езда, танцы. Помимо этого, начали открываться инженерные училища, в которых форы могли выучиться военно-инженерным, архитектурным и прочим подобным наукам.

Немногие форы восприняли с энтузиазмом достижения прогресса. Наиболее знаменитые фамилии промышленников-форов — Форвинтер, Форгуставсон, Форсмит и Форгорофф.

Высокая культура развивалась очень медленно — для нее не хватало ресурса. За время с момента катастрофы и до переоткрытия Барраяра гениальных музыкантов, писателей, деятелей науки можно было пересчитать по пальцам.

После переоткрытия планеты доступ к инопланетным ресурсам полностью контролировался правительством императора Дорки. Доступ к массиву произведений искусства получили несколько издателей, но этого было достаточно для бурного всплеска массовой культуры. Появилось огромное количество литературы, новых СМИ (особенно газет и радио), понемногу, среди самых богатых и приближенных к императору слоев, распространились электронные системы коммов и хранилищ данных. Однако пятнадцати лет на освоение и распространение нового культурного пласта было очень мало; особенно с учетом того, что доступ (и необходимость такого доступа вообще) к источникам культуры была в основном у людей из аристократической среды. Таким образом, уровень развития Барраяра к моменту цетагандийского вторжения пребывал скорее на низком уровне, и большинство населения было необразованно или образованно в недостаточной мере.

Цетагандийская оккупация поменяла очень многое. С одной стороны, захватчики привезли с собой очень много новшеств, которые прочно вошли в повседневную жизнь Барраяра, с другой стороны, необходимость сопротивления и борьбы вынудила как можно быстрее осваивать все новое, догонять технологически. За двадцать лет Барраяр прошел такой путь, который в мирное время был бы преодолен за несколько десятилетий, особенно в психологическом плане. Наука и технологии стали восприниматься не как нечто ненужное, а как основа силы и военной мощи, а значит были благом (правда, это в основном касалось достижений в военной сфере, конечно). Барраярцы с огромным пиететом относились ко всему, что могло помочь как можно более эффективно убивать и разрушать.

Оккупация дала толчок как к развитию местной культуры (национальное и патриотическое самосознание и желание сберечь имеющееся), так и к более быстрому восприятию достижений галактической культуры. Практический подход к жизни позволил барраярцам максимально полно воспользоваться всем тем, что осталось после цетагандийцев — не были разрушены ни система образования, ни медицинская система, ни транспортная.

После окончания цетагандийской войны авторитет армии в обществе возрос невероятно. Все, что связано с армией воспринимается положительно. Служба в армии — наиболее престижна для мужчин.

После окончания Гражданской войны особенно сильно окреп авторитет монархической власти — как единственной, способной навести порядок в случае кризиса.

Однако менталитет менялся гораздо медленнее — сохранялись и суеверия, и предубеждения, которые не позволяли в полной мере воспользоваться накопленным мировым опытом. Например, до сих пор на Барраяре слабо развита трансплантология, запрещено выращивание органов для пересадки, клонирование, не применяется лечение генетических болезней (любое вмешательство в геном человека считается абсолютным злом и созданием искусственных мутаций, что недопустимо) и так далее. Болезни и дефекты до сих пор принято скрывать, существование инвалидов, психически больных людей и т.п. как бы вытесняется из общественного сознания — культ здоровья по-прежнему очень силен. Мало-мальское понятие о гинекологии и репродуктологии вошло в барраярскую жизнь не больше десяти лет назад, вопросы женского здоровья — тоже очень скользкая для барраярцев тема. Нет повсеместного распространения средств предохранения. Сексуальные отношения вне брака до сих пор считаются неприемлемыми в аристократической среде. Вкупе с тотальной милитаризацией общества (в сугубо мужских группах) это сформировало относительно лояльное отношение к гомосексуализму среди молодежи — гласно он всегда порицался в обществе, но никогда не наказывался. Однако считается, что «перебесившись», мужчина обязан жениться, произвести наследников и зажить нормальной жизнью.

Отношение к другим культурам

После цетагандийской оккупации на Барраяре сформировалось крайне отрицательное отношение ко всему цетагандийскому. Любое упоминание цетагандийской культуры в исключительно положительном ключе могло вызвать вопросы у Министерства политвоспитания. В последние годы ситуация несколько смягчилась — в вузах стали изучать историю и культуру Цетагандийской империи. Однако в отношении оценки периода оккупации ничего не изменилось — он оценивается исключительно отрицательно.

Сразу после окончания оккупации доступ к ценностям других культур галактики был значительно ограничен государством. Уехать учиться на другие планеты можно было исключительно в рамках государственных программ обучения, по которым необходимо было в обязательном порядке вернуться на Барраяр и отработать не менее 10 лет по специальности.

В общем и целом отношение к инопланетникам и их культуре на Барраяре довольно настороженное, особенно это касается Колонии Бета. Бетанцев на Барраяре считают поголовно развратными и чрезмерно демократичными. Демократия с точки зрения барраярцев равна хаосу.

Однако заимствование необходимых знаний считается важным и нужным — ровно для того, чтобы не дать другим государствам быть более сильными. Второй оккупации подобно цетагандийской произойти не должно. Инопланетные технологии и барраярский дух — вот залог силы и могущества Барраярской империи. И то, что Барраяр с легкостью сумел завоевать Комарру, однозначно свидетельствует о превосходстве и барраярской культуры, и барраярского устройства общества.

Культурное пространство «Элизиум»

В 2862 г. известный предприниматель и филантроп Уильям Форвэльс открыл в Форбарр-Султане культурное пространство «Элизиум». Ничего подобного до этого времени на Барраяре не встречалось.

Идея пришла к нему во время его делового путешествия на Тау Кита и Землю — именно на Земле он узнал о невиданном на Барраяре формате заведений: культурных пространствах. Эти многофункциональные и трансформируемые клубы работали как выставочные залы, рестораны и бары, концертные залы, кружки по интересам, ивент-пространства.

Загоревшись идеей привезти подобное заведение в Форбарр-Султану, Форвэльс нанял на Земле талантливого управляющего одного из лучших клубов Виктора Никифорова и привез его на Барраяр. Неизвестно, чем он соблазнил молодого человека — деньгами, экзотикой… или просто соблазнил. Как бы там ни было, в 2862 г. Форвэльс купил у одного из прогоревших бизнесменов отличное здание в центре Форбарр-Султаны, и вскоре в нем открылся клуб «Элизиум».

По утрам клуб работал как кофейня и принимал у себя различные выставки, доклады, дебаты, кружки по интересам; вскоре открылся тир, который сразу пришелся по вкусу военным. По вечерам в «Элизиуме» работали бар и танцевальное пространство.

Благодаря обширным связям Форвэльса «Элизиум» часто становился местом проведения великосветских вечеринок и праздников — и поэтому быстро приобрел репутацию крайне достойного заведения, которое вполне могут посещать и дамы. А в 2864 г., когда принцесса Соня перенесла свой «Вышивальный клуб» в «Элизиум», культурное пространство стало любимым местом встреч столичных дам.

Правила поведения в «Элизиуме» предельно просты: не допускаются любые драки и оскорбления посетителей. Нарушителям сначала запрещается посещение клуба в течение недели, затем месяца, затем они объявляются персоной нон грата и доступ в клуб им закрывается навсегда.

В «Элизиуме» также есть особое пространство ladies only — «Вышивальный клуб» принцессы Сони Форбарра-Форпатрил. Это место, куда может прийти любая женщина, но куда запрещено входить любому мужчине.

Примерное расписание клуба «Элизиум»:

Выставочный зал и бильярд доступны в любое время работы клуба «Элизиум».

Во время игры может быть закрыто что-нибудь из перечисленного на время крупных вечерних мероприятий, таких как свадьба Падмы Форпатрила и Элис Форвилль или бал для выпускников Военной академии.

Кроме того в «Элизиуме» можно проводить различные мероприятия: выставки, собрания, дебаты, мастер-классы и т.д. Мероприятия необходимо за какое-то время заявить управляющему клубом (во время игры).

Религия

«Культ предков на Барраяре граничил с обожествлением — здесь считали, что именно память не дает душам умереть. Может, сегодня его собственная смерть холодком пробежала по его жилам?» Л. М. Буджолд

Изначально при заселении колонии Дзета было очень мало представителей той или иной религии. После катастрофы ни одна из представленных религий не смогла прижиться в новых условиях. Письменные электронные источники были утрачены, бумажных практически не было.

Общинность, тяготение к своему роду, достаточно агрессивные условия существования привели к тому, что на Барраяре большое распространение приобрел культ предков. В силу разобщенности не было каких-то единых ритуалов и обрядов. Обычаи одного округа могли довольно сильно отличаться от обычаев другого.

Уважение перед теми, кто сохранял остатки прежних знаний, постепенно переросло в уважение к старшему поколению в принципе. К тем, кто дал возможность выжить своим потомкам. И буквально уже через несколько поколений сложилась традиция обожествления предков.

Считалось, что обоготворенный предок интересуется своей семьей, покровительствует ей, принимает от неё молитвы и жертвоприношения, продолжает быть владыкой в семье, помогать её друзьям, вредить врагам и т. п. Из-за особенностей своего состояния, дух предка может это делать с большей силой, чем человек, хотя власть его не безгранична. Его семья нуждается в его помощи, боится его гнева и мести; с другой стороны, и предок нуждается в поклонении живых, для своего спокойствия и удовлетворения потребностей. Культ предков является, таким образом, связующим звеном между поколениями в данной семье, делает из неё своего рода церковь. Но во что-то более сложное этот культ не перерос, Барраяр не знал ни церкви, ни религиозных служителей.

Самым важным была память. Считалось, что именно память не дает душам умереть, уйти в небытие. Любое обращение к тому, кто умер, воспоминание о нем, подношение ему — укрепляет душу и ее связь с родом. Позволяет быть рядом. Другим важным элементом был огонь — он помогал «передавать» подношения от живых непосредственно душам, создавал связь с миром живых для тех, кто умер. Поэтому одним из самых страшных вещей для барраярцев было умереть одиноким, когда некому зажечь огонь на могиле, и душа могла остаться блуждать, так и не найдя дорогу к своему прежнему дому, к тем, кто связан с ней родством.

Кроме того на Барраяре распространена вера во всевозможные обереги. Чаще всего предметы, которые наделялись особой силой, были так или иначе связаны с культом рода и предков (слезы матери, останки нерожденного ребенка, пряди волос, родная земля и так далее), но не ограничивались им. Всевозможные амулеты на удачу, для защиты от сглаза, мутаций и прочего были в ходу не только у простых барраярцев, но и среди форов.

К концу периода Изоляции, а особенно под влиянием новой информации после открытия, в среде форов несколько ослабевает культ предков, но исключительно в рамках обожествления умерших. Почитание, принесение даров, поминание — это все остается в культуре барраярцев. Особенно вера в то, что память не дает душам исчезнуть навсегда.

Церемонии

Сватовство и помолвка

– Вы нежно расстались, наутро ты просыпаешься, мучась от неутоленной страсти… Что делают на Барраяре потом? – Потом – сваха. – Что? – Ее родители или мои нанимают сваху. И она… ну… все улаживает. – А что делаешь ты? Он пожал плечами: – Являюсь на свадьбу без опоздания и плачу по счетам, наверное. А чаще всего по счетам платят родители. «Неудивительно, что он совершенно растерялся». Л. М. Буджолд

Обычно все начинается с того, что в семье жениха решают, в каком роду им необходимо искать невесту. После того, как невеста выбрана, в ее семью отправляют сваху, чтобы вести переговоры с родителями невесты.

Существует целый институт наемных свах, которые за определенное вознаграждение выполняют роль посредников. Считается, что это более удобно и хорошо, чем сваха-родственница, поскольку третий человек будет беспристрастен. Изначально такая социальная роль обычно отводилась женщинам, которые были хорошо известны и имели обширные знакомства. В семьях, которые не могут себе позволить наемную сваху, эту роль обычно исполняет старшая родственница жениха — его бабушка, старшая тетя, и т.д. Матери выполнять роль свахи нежелательно, поскольку она будет пристрастна.

Свахи улаживают договоренности между двумя семьями, представители которых хотят пожениться, пока с условиями брака не будут согласны обе стороны. Свахам отводится важная ритуальная роль в церемонии помолвки.

После того, как свахи догововались о свадьбе, в доме жениха устраивается церемония помолвки. Невеста и ее гости выстраиваются вдоль одной стены, а жених со своими гостями – вдоль другой. Далее проходит обмен символическими подарками. Для того чтобы подчеркнуть признак чистоты крови невесты, мать невесты должна вручить семье жениха острый нож.

Следующим по традиции является чтение «Наставлений невесте» — задача, падающая на плечи свидетеля со стороны жениха. После этого невеста с женихом соединяют руки в завершающем церемониальном жесте и обмениваются кольцами, и на этом помолвка считается совершенной. Далее следует праздничный обед.

Свадьба

Наконец наступил желанный день и час. В Пурпурном зале, на узорном паркете, выложили большой круг из крашеного зерна, а вокруг него – звезду с четырьмя лучами по числу родителей и главных свидетелей. По барраярскому обычаю, брак считается заключенным после того, как жених и невеста произнесут обеты, стоя посередине круга. Ни священника, ни судьи не требовалось, а на тот случай, если кто-нибудь из молодых забудет слова, была предусмотрена должность специального свадебного суфлера. А если переволновавшаяся пара забудет, куда следует ступать, на помощь должен был прийти приставленный к каждому друг, проводив своего подопечного на должное место. Л. М. Буджолд

Непосредственно перед свадьбой по барраярскому обычаю и невесту, и жениха проверяют на наличие или отсутствие отклонений, мутаций или проблем со здоровьем, которые могли стать причиной для разрыва помолвки. Мать жениха и кто-нибудь еще из старших родственниц проверяют невесту, а отец невесты и старшие родственники — будущего супруга.

Раньше в Период Изоляции невесту и жениха в дополнение к описанной выше проверке заставляли раздеться догола перед свадебными гостями. Это традиция была своего рода обязательным публичным медицинским осмотром. На случай, если у будущих отпрысков обнаружатся какие-нибудь мутации, каждая из сторон желала иметь возможность доказать, что это не по их линии, а для этого необходимо было присутствие сторонних свидетелей и публичное доказательство здоровья жениха и невесты.

Этот обычай почти исчез в последние годы, однако в некоторых районах проживания национальных меньшинств он сохранился по сей день. Наиболее твердо его придерживается греческое меньшинство.

Подарки новобрачным посылаются и преподносятся еще до свадьбы. Если же это почему-то не было сделано и подарок принесен непосредственно на свадьбу, его не вручают новобрачным. Подарки надлежит складывать на специально отведенный для этого стол, стоящий в зале, где проходит церемония. На местонахождение оного может указать церемониймейстер.

Не прислав подарка заранее и не захватив его на прием, но решив сделать это в ближайшем будущем, не следует извиняться за то, что не прислали его раньше и не следует уверять молодых в том, что его им скоро доставят — это неучтиво.

Свадебная церемония начинается у дома невесты, где свидетель со стороны жениха стучит в дверь и требует выдачи невесты. После того, как невеста с родителями выходят, все торжественно отправляются на место проведения главной церемонии.

Посреди зала или другого помещения, где проводится бракосочетание, выкладывают большой круг из крашеного зерна, его обрамляет шестиконечная звезда для главных свидетелей и родителей (лучей звезды может быть меньше, если, допустим, у одной из сторон присутствует один родитель, а не оба). Дальше идет серия расширяющихся кругов для гостей. В первом круге — близкие друзья и родственники, во втором друзья и дальше по рангу.

Когда жених и невеста занимают место в центре круга, свидетели невесты и жениха осыпают их зерном из традиционных мешочков и занимают свое место на концах лучей напротив друг друга. Родители брачующихся также встают на лучи напротив друг друга.

По барраярскому обычаю брак считается заключенным после того, как жених и невеста произнесут обеты, стоя посередине круга. Не требуется присутствия какого-либо специального чиновника или священника. По барраярскому закону пара сама заключает брак. Это традиция пришла из времен Изоляции: твое дыхание — это твои узы. Сами клятвы очень простые, хотя можно добавить от себя что-то красивое, чтобы церемония шла немного дольше.

Жених и невеста поворачиваются лицом друг другу и берутся за руки. Первым дает клятву жених: «Я, [полное имя жениха], беру тебя, [полное имя невесты] в супруги и спутницы жизни, отказываясь от прочих. Обещаю хранить любовь и верность тебе, уважать и прислушиваться к твоему мнению, помнить и выполнять свои обязанности. Клянусь держать данное мною обещание в богатстве и бедности, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит нас».

Далее следует клятва невесты: «Я, [полное имя невесты], принимаю тебя [полное имя жениха] супругом и спутником жизни, отказываясь от прочих. Обещаю хранить любовь и верность тебе, уважать и слушаться тебя, помнить и выполнять свои обязанности. Клянусь держать данное мною обещание в богатстве и бедности, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит нас».

После чего жених и невеста хором произносят: «Мы провозглашаем себя супругами перед присутствующими здесь свидетелями».

После произнесенных клятв свидетель жениха разрывает круг и выпускает из него уже мужа и жену.

Далее идут поздравления от всех приглашенных и свадебный пир.

Развод

Для того чтобы получить развод или признание брака недействительным, требуются веские основания, которые должны быть предъявлены суду.

Основания для развода могут быть следующие:

Основания о признании брака недействительным могут быть следующие:

Прошение о прекращении брака или признании его недействительным рассматривается в Графском Суде своего Округа. Каждая сторона имеет право воспользоваться услугами поверенного для урегулирования вопроса о разводе. После рассмотрения дела Суд выносит решение.

В случае наличия несовершеннолетних детей они остаются под опекой отца.

В особых случаях, касающихся графов и их семей, решение о разводе и признании брака недействительным может приниматься на Совете Графов.

Похороны

Барраярские похоронные обряды предусматривают следующие церемонии:

Захоронение предполагает подготовку в течение нескольких дней (обычно три дня, но чем выше статус почившего, тем дольше может быть этот срок). В это время в дом умершего приходят высказать соболезнования родственники, друзья и знакомые почившего. Долг ближайших родственников умершего встречать гостей. После подготовки тела до места проведения церемонии захоронения его сопровождает процессия, по пышности которой можно угадать статус почившего.

Погребение совершается в специальных местах. После цетагандийской оккупации наравне с ингумацией стала довольно часто применяться кремация, поэтому на кладбищах часто присутствуют колумбарии. В графских владениях, как правило, есть семейные кладбища, где покоятся предки графов и близких к их семьям людей.

Перед погребением тела или захоронением праха произносятся прощальные слова, а после — зажигается поминальный костер. После этого — совершается возжигание посмертных подношений на поминальном костре. Факел к поминальному костру подносит обычно кто-то из близких родственников.

Эта традиция заключается в сожжении подношений душам покойных, обычно друзей или родственников, но иногда — и врагов, чтобы те больше не являлись приносящему. Посмертное подношение — это какая-нибудь частица тела, которую нужно сжечь (обычно это локон) и какой-либо еще небольшой дар — не обязательно дорогой, но обязательно личный и чем-то ценный для приносящего.

Поминальное возжигание умершему проводится ежегодно в день его смерти, но уже без зажигания поминального костра. Как правило это делается с помощью специальных наборов для возжигания: складного металлического треножники, плоской чаши-жаровни и кусочков ароматической коры. Плоскую кованую медную чашу ставят на треножник в ногах могилы или перед колумбарием, складывают на нее поминальные дары и сжигают их.

Часто подобные возжигания предкам делают в важные для себя дни — рассказывая о чем-то произошедшем или прося помощи и поддержки в предстоящем деле.